«Пахита» на сцене Большого театра

Paquita photo by Damir Yusupov

Paquita photo by Damir Yusupov

Гастроли Парижской оперы всегда были огромным событием в жизни Большого театра и московских балетоманов. Два театра связывает тесное сотрудничество: в 2009 г. Большой и Парижская опера подготовили совместный гала-концерт, посвященный Сергею Дягилеву, а в 2011 г. прошли обменные гастроли театров: тогда балет Парижской оперы представил на Новой сцене Большого «Сюиту в белом», «Болеро», «Арлезианку» и «Парк».

В нынешнем году вниманию российской публики будет представлен балет «Пахита», что очень символично: этот легендарный спектакль, родившийся во Франции, большую часть своей сценической жизни прожил именно в России. Несомненно, этот большой сюжетный спектакль, вместивший в себя и классический, и характерный танец, и пантомиму, придется по вкусу ценителям классического балета.

«Пахита» была поставлена хореографом Жозефом Мазилье в Парижской опере в 1846 г., спектакль прошел с огромным успехом, главные партии в нем исполнили звезды Карлотта Гризи и Люсьен Петипа. Практически сразу же балет попал в Россию — его «вывез» младший брат Люсьена — Мариус Петипа. В 1847 г. он был приглашен на место первого танцовщика императорский театров, и свой первый сезон в Санкт-Петербурге открыл «Пахитой». На следующий год спектакль был поставлен в Москве. А в 1882 г. Петипа представил новую версию балета — с добавлением собственной хореографии на музыку Людвига Минкуса. В репертуаре Императорских театров «Пахита» оставалась до революции 1917 г. После того, как «неактуальный» балет был снят с репертуара, большая его часть оказалась утрачена.

К новой жизни (в полной, 2-актной версии) «Пахиту» возродил «балетный археолог» Пьер Лакотт. (Напомним, что именно он готовит первую балетную премьеру Большого в нынешнем сезоне — «Марко Спада» Ф. Д. Э. Обера). Над созданием новой музыкальной редакции работал дирижер и композитор Дэвид Кольман. Декорации и костюмы создала Луиза Спинателли. Премьера «Пахиты» в редакции Пьера Лакотта прошла в Парижской опере в январе 2001 г.

Пьер Лакотт: 
«Воссоздание «Пахиты» стало для меня очень важным делом. Мне посчастливилось быть учеником Любови Егоровой, которая танцевала Пахиту еще при Мариусе Петипа в 1900-1910 гг., и Карлотты Дзамбелли, которая в 1901 г. исполняла эту партию в Санкт-Петербурге. Они наполнили мое детство своими чудесными воспоминаниями, благодаря им я увидел множество фрагментов балетов, среди которых была и «Пахита». Меня просто преследовало желание увидеть «Пахиту» полностью, ведь из этого балета известны только Гран па и Па де труа. И мне посчастливилось обнаружить в Германии описание мизансцен, а также оригинальную пантомиму и две вариации Жозефа Мазилье, нотированные и записанные балетмейстером того времени. Речь идет о первом выходе и вариации Пахиты в первом действии. Там же описано оформление спектакля и выходы артистов. Все эти открытия я, естественно, включил в свою версию спектакля, но мне предстояло еще и воссоздать хореографию утерянной части — надо сказать, довольно значительной. Танец с плащами (pas des manteaux), о котором так много говорили критики после премьеры, я переделал — теперь он исполняется не девушками-травести, а танцовщиками-мужчинами. Я также добавил в Гран па собственную вариацию — так же, как это делали другие хореографы. С другой стороны, я убрал из Гран па вставные вариации из балетов «Дон Кихот», «Корсар», а также вставную вариацию Петипа к «Сильфиде» Тальони (восходящую к 1892 г.!). B масштабе целого балета эти вариации, удлиняющие Гран па, не показались мне необходимыми. При этом я, конечно же, сохранил детскую мазурку.

Техника «Пахиты» требует больше живости, чем лиризма. Балеринам необходимо соответствовать старой технике allegro (которая постепенно исчезает). Виртуозен здесь и мужской танец: и Мазилье, и Люсьен Петипа, и Артур Сен-Леон обладали выдающейся техникой. В балете романтической эпохи, который мы сегодня воссоздаем, нужно обязательно сделать акцент на старинной технике, но в то же время не забывать о том, что этот текст исполняют современные танцовщики. При этом романтический балет не является простым дивертисментом, здесь нужно не только продемонстрировать технику, но и рассказать историю, сыграть роли. Ведь это прежде всего театральное зрелище…»

Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий